Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта

В мире шашек и шахмат

"В мире шашек и шахмат" (5-7 лет)
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «В мире шашек и шахмат»: социально-педагогическая. (скачать Программу)
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.
Развивать умение играть в шашки и шахматы необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе игры в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание. Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.
В творческом отношении систематическая организованная детская деятельность по данной программе должны приблизить к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Раннее развитие детей дошкольного возраста в игре шашки и шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Игры шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность
Отличительной особенностью данной программы является то, что за период реализации программы (1 год)  происходит обучение игре в шашки и шахматы.
Адресат программы: дополнительная общеобразовательная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), так как именно в этом возрасте у детей внимание становится более устойчивым и познавательным, развиваются прогностическая и наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать более сложные задачи. Дети становятся более усидчивыми и способны играть по установленным правилам.
Объем Программы: 62 часа.
Режим занятий: 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Виды занятий: практические занятия. В процессе обучения организуются шашечные турниры. Для повышения интереса занимающихся к занятиям применяются разнообразные формы и методы: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Срок освоения Программы: 31 неделя, 8 месяцев с октября по май.
Цель программы: формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры и игры в шашки.
Задачи программы:
  1. Обучить основам игры в шашки и шахматы.
  2. Обучить комбинациям, теории и практике игры в шашки и шахматы.
  3. Развивать умственные способностей воспитанников: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
  4. Приобщить детей к общепринятым нормам и правилам поведения со сверстниками и взрослыми.
Преподаватель: Капацун Юрий Николаевич, приглашенный тренер Шахматного клуба г.Ухта